Все по-новому: Как переход в облако меняет роль внутренней ИТ-службы

Бизнесу нужно думать о развитии, а его ИТ-служба в этот момент занята починкой очередной мелкой (на взгляд руководства) поломки, причем «полетевший» сервис может использоваться работниками вовсе без ведома технических специалистов.

До облака: «Чтобы все работало»

На протяжении многих лет ИТ-службы и их руководители (CIO и CTO) занимались работой по двум основным фронтам. Первое направление — это закупка железа и софта, их развертывание, поддержка и обеспечение безопасности корпоративных систем. Другими словами, руководитель ИТ-отдела со своей командой отвечал за то, чтобы все работало как нужно. 

При этом никто не снимал и второй масштабный фронт работ — планирование развития инфраструктуры таким образом, чтобы она отвечала растущим потребностям бизнеса.

С течением времени развитие облаков привела к тому, что баланс между поддержанием работоспособности всех систем и долгосрочным развитием стало все труднее поддерживать. Бизнесу нужно думать о развитии, а его ИТ-служба в этот момент занята починкой очередной мелкой (на взгляд руководства) поломки, причем «полетевший» сервис может использоваться работниками вовсе без ведома технических специалистов. 

В итоге, времени на анализ и работу по внедрению новых технологий, направленных на решение встающих перед компанией задач, у ИТ-департаментов становится меньше с каждым днем. 

Что меняют облака

Перенос инфраструктуры в облако подразумевает консолидацию и вынос задач, попадающих в категорию «чтобы все работало» в сферу ответственности внешнего сервис-провайдера, а «внутреннее ИТ» начинает мыслить стратегически, рассматривая технологии в качестве инструментов для развития бизнеса по заданным направлениям, а не думать лишь о том, как добиться относительно беспроблемного поддержания его работы. Все это выливается в целый ряд плюсов, как для самой компании, так и для ее технических специалистов.

Улучшение условий работы «технарей»

Перенос инфраструктуры в IaaS-облако положительно сказывается на самих условиях труда «технарей». Во-первых, им больше не нужно заниматься «грязной работой» по замене вышедших из строя деталей серверов, прокладывать кабели и монтировать оборудование. Второй плюс вытекает из первого — доступ к инфраструктуре можно получить удаленно из любой точки и вовсе не обязательно для этого всегда быть в офисе. 

Сами собой в прошлое уходят и так любимые айтишниками «переезды в новую стойку», растягивающиеся на все выходные. 

Вместо этого работники ИТ-департамента могут тратить свое время на решение более сложных и интересных инженерных задач, направленных на развитие инфраструктуры. 

В таких условиях должность CIO (Chief Information Officer) сама собой трансформируется в CSO (Chief Service Officer) — теперь в сферу деятельности руководителя входят не вопросы поддержки работоспособности базовых элементов инфраструктуры, а глобальные вызовы, стоящие перед бизнесом, для успешной работы с которыми нужно выбрать соответствующие сервисы и технологии.

Все это приводит к повышению эффективности труда ИТ-служб, повышает квалификацию их сотрудников, которые получают возможность осваивать передовые технологии, а не заниматься настройкой «тестовых полигонов» из старых компьютеров.

Бизнес тратит ресурсы на реально нужные вещи

Отсутствие необходимости выделять значительные ресурсы на поддержку и расходники может дать бизнесу конкурентное преимущество, ведь если конкуренты все еще закупают серверы (арендуют для них площади в дата-центрах, тратятся на электропитание и т.п.), а вы можете направить бюджет на развитие, это позволяет опередить соперников на пару шагов. 

Все делается быстрее

Использование современных технологий позволяет значительно ускорить многие бизнес-процессы. Например, в традиционной модели использования только собственного железа на любое нововведение нужно время — сначала требуется согласовать закупку сервера, затем дождаться доставки (зачастую из-за границы), затем установить оборудование, настроить его и только затем переходить к развертыванию приложений. 

В случае IaaS достаточно пары кликов мышкой, чтобы развернуть систему, на начало работы с которой раньше нужно было потратить пару месяцев. 

Чтобы сократить временные затраты некоторые компании закупают железо «впрок», но минусы такого подхода также очевидны — из оборота заранее вынимаются немаленькие суммы, к тому же верно оценить будущие потребности в оборудовании не всегда удается, в итоге нередки ситуации, когда закупленные серверы или компьютеры в дальнейшем не используются и просто устаревают.

За каждый участок работы отвечают профессионалы

Ситуацию с развитием облачных технологий можно сравнить с тем, как в современных городах обеспечивается уровень жизни в многоквартирных домах — жители сами не занимаются «администрированием» водопровода, электросетей или интернета — для всего этого есть специально обученные люди, работающие во внешних организациях (провайдерах).

Кроме того, если специалист постоянно профессионально занимается починкой водопровода, то он будет более эффективен, чем «человек-оркестр», который еще и настраивает телевизионные антенны, вешает люстры и вскрывает замки на захлопнувшихся дверях. 

Аналогично и облачные IaaS-провайдеры предоставляют определенную услугу и за счет «эффекта объёма» могут делать это лучше, чем условная средняя или даже крупная компания. Провайдер обладает ресурсами для найма лучших специалистов, уделяет огромное внимание безопасности (доверие клиентов критически важная вещь в этом бизнесе) и эффективнее использует имеющуюся инфраструктуру.

Повышается общая зрелость рынка

Когда компания меняет свой подход к инфраструктуре и начинает рассматривать ее не в качестве лоскутного одеяла из множества элементов, а как услугу, которая является одной из основ для бизнеса, это позволяет фокусироваться на важных вещах. 

Как рядовой сотрудник будет эффективнее, если станет заниматься своей непосредственной работой и развитием в рамках профессии, а не латанием дыр на множестве фронтов, так и компания сможет добиться более высоких результатов, если ее руководители думают о развитии бизнеса. 

Чем более компания является зрелой в области ИТ (внедрены требования ITIL и ITSM, разработаны SLA, внедрен сервисный подход и реализован каталог услуг), тем для нее естественнее и прозрачнее будет переход в IaaS-облако — основные сервисные моменты уже прописаны, и все в организации понимают, какие услуги, какого качества и за какие деньги планируется получить.

Рост числа подобных компаний приводит к повышению общей зрелости рынка — его участники действуют, исходя из своих стратегических потребностей, а не сиюминутных задач. 

Конечные потребители в итоге получают услуги более высокого качества, надежно работающие продукты и сервисы.

«Узкое место»: выбор провайдера

Для того чтобы переезд в облако был как можно более безболезненным для ИТ-службы и самой компании, и позволил ей решить бизнес-задачи, важным моментом является выбор сервис-провайдера и модели использования облаков в целом. Как известно, «стопроцентного аптайма не бывает», и от сбоев не застрахован никто, однако вероятность возникновения проблем и масштабы последствий можно снизить, выбрав максимально надежного партнера. 

И здесь важно обращать внимание на большое количество моментов: соответствие различным стандартам (например, Tier), наличие в портфолио схожих в плане инфраструктуры проектов, отзывы участников рынка. 

Источник: habrahabr.ru/